polar4x4@gmail.ru


29 июля 2002 - трофи-экспедиция на край земли

На старт экспедиции "Полуостров Рыбачий" вышло 11 экипажей из Москвы, СПБ, Черноголовки, Мурманска и городов Мурманской области и 2 ГАЗ-66 тех.сопровождения. Основная часть участников ехала на УАЗах различной степени подготовленности, но, несмотря на предупреждения, (Не надо сюда ездить!!!) в экспедиции принял участие семейный экипаж (отец и сын Ивановы из Мурманска) на стандартной НИВЕ, воодушевленный победой в трофи-рейде *Поморский берег*. Реальный стаж езды по бездорожью у Михаила не более года, но спокойный и вдумчивый стиль езды позволяет без потерь пролазить там, где народ лихо убивает УАЗики.
Приключений, как всегда, было по полной программе. Особо азартные, пользуясь случаем, полежали на крыше и топили машины так, что вода наполовину закрывала лобовые стекла. По поверхности воды плыли спальники и пластиковые контейнеры с пищей, в машинах мокли мобильники, загранпаспорта и деньги. Приверженцы более спокойного стиля езды наслаждались суровой красотой Северных пейзажей, купались вволю в Ледовитом Океане, который в этой части неплохо подогрет Гольфстримом до 12 градусов, и принимали участие в спасении тех, кто предпочитает купаться не выходя из машины.
Прошли по убитым военным дорогам мимо укреплений времен войны и руин брошенных воинских частей по полуостровам Рыбачий и Средний и без проблем миновали все шлагбаумы благодаря присутствию представителя Мурманского погранотряда. На вторую ночевку встали уже глубокой (белой) ночью на старой геологической базе под хребтом Муста-Тунтури, где в 1941-44 годах проходила линия фронта. Утром ребята из поискового отряда показали нам, как из-под дерна извлекаются останки павших бойцов, предметы воинского снаряжения, лежащие в небольшой лужице гранаты Ф-1, которые впоследствии будут надежно захоронены.
Далее трасса экспедиции уходила на материк, на немецкие позиции. О дорогах, которые построили немцы в прибрежной каменистой тундре всего за два года войны можно говорить долго и все равно в это никто не поверит, пока не увидит сам. Простояв более полувека без малейшего обслуживания, убиваемые БТРами и *гусеницами*, они и сейчас поражают качеством своего покрытия. К ночи, пройдя до Печенгского залива, остановились в ожидании отлива. Последнюю перед выходом на асфальт речку можно было форсировать только по малой воде. Сложный участок - колею с богатым профилем в густом березняке, прошли не без потерь: оба ГАЗ-66 лишились части стекол и зеркал. УАЗам по причине меньших габаритов, пришлось полегче.
Дозаправившись в Печенге, по асфальту дошли до брода через реку Титовку, где в 7 утра и встали передохнуть. После брода предполагалось уходить в глубину немецких позиций к реке Западная Лица. Часть машин прошла 35 метровый брод с каменистым дном вполне бодро, после того, как штурмана промерили фарватер. На выходе из брода УАЗы начинало сносить сильным течением по скользким камням на глубину, заставляя водителей двигаться с упреждением. Михаил Иванов, трезво оценив возможности НИВЫ, решил от водных процедур воздержаться. Илья Барсуков, решив на практике проверить гидрозащиту двигателя рискнул пойти по более сложному и глубокому фарватеру, где его УАЗ сильным течением прижало к камням.
Вышедший на помощь ГАЗ-66 оргкомитета так же попал в засаду на середине реки, удобно пристроившись передними и задними колесами между больших скользких валунов. ГАЗ-66-*Гоночный автобус* попытался вытащить его на берег лебедкой, но был стащен в воду. Пришлось возвращаться на левый берег (слегка ухнулись в яму и вода прокатилась по полу салона *вахтовки*) куда и был вытащен УАЗ Барсукова (двигатель работал, гидрозащита не подвела!) и попавший в засаду ГАЗ-66.
Остальные машины так же вторично пересекли реку, т.к. было принято решение возвращаться в Мурманск по асфальту, исключив 30 км немецких фронтовых дорог и брод через реку Западная Лица - уже вечерело, а многим участникам экспедиции с утра на работу...
В Мурманск вернулись без потерь. Народ потихоньку приходит в себя, смотрит фото и видео, сушит снаряжение, обслуживает и ремонтирует машины и готовится к следующим трофи-рейдам от *Polar off road Club*, которые пройдут в августе и сентябре.