polar4x4@gmail.ru


28 ноября 2002 - 23 ноября состоялся трофи-рейд "Зимняя Лапландия"

23 ноября состоялся трофи-рейд «Зимняя Лапландия». Двадцатиградусный мороз не сломал боевой дух любителей off-road’а. Но некоторые поправки всё же пришлось ввести – организаторы отказались от ночёвки и сократили маршрут, отменив 7 километровый участок до озера Заячье, предполагаемый для экспедиции.
На старт вышли 7 экипажей, представлявших Мурманск и города области: Снежногорск, Заполярный, Мончегорск. Среди покорителей бездорожья затаился восьмой экипаж на … Nissan Almera. Экипаж Ниссана своим ходом прошёл до станции Ягельный Бор, где передислоцировался пассажиром в боевой внедорожник из Снежногорска.
Дальше началось как раз то самое, чем грезят любители off-road’а. Не смотря на повторение маршрута августовского рейда «Печа», местность с покровом снега сильно изменилась. Попытки ориентироваться по прописанной летом легенде маршрута не увенчались успехом. Ориентироваться помогало только зрительное представление уже знакомого маршрута, GPS и, запорошенные остатки следов разведки, прошедшей неделей раньше. Здесь-то и пригодились навыки управления внедорожником в управляемом заносе.
Первая вынужденная остановка: дальше «дорога» пошла на сопку и первая машина не смогла преодолеть подъём с первой попытки. Первые подколы по поводу выбора правильной передачи для такого подъёма. Мнения разошлись…
Отметка 12.5 км. На подъеме, после преодоления ручейка, борт STIMOROL проваливается в глубокую колею немного примороженного болота. Как и дальше, в таких случаях, на подмогу приходит соседний экипаж, в данном случае борт №16 (Заполярный). Здесь-то штурманам и пришлось выполнять самую грязную работу – цеплять трос, стараясь не обращать внимание на то, что находится под ногами (а в таких случаях сложно остаться с сухой и чистой одеждой) . Вытащили !!! Но, в том числе не без помощи людских сил, приложенных к лошадиным. Остальные преодолевали данную засаду ходом. …не всем удалось. Снова трос, работа штурманов и помощь джипперов.
Далее маршрут уходит на затяжной подъём. И как всегда – не повезло первому внедорожнику. Небольшая рокировка, и он становиться уже предпоследним, и не без помощи экипажа из Мончегорска выбирается из снежной западни. Процедура сопровождается наслаждением красотой северного пейзажа и выяснением принадлежности оставленных на снегу следов зверей.
Отметка 13.9. На пути комбинация из топкого болота и сразу за ним начинается сто метровая глубокая колея, немного припорошенная снегом, но сохранившая следы эвакуации борта №1 на разведке. Болото было решено обойти, но помеха в виде частокола из здоровущих сосен заставила приложить пару сотен килоджоулей к рулю внедорожника. Версия, что дальше за болотом серьезных препятствий нет, буквально через несколько минут была отклонена образовавшимся развёрнутым фронтом застрявших машин, спешивших друг другу на помощь. А про топкую колею-то забыли!!! Чередуясь, экипажи спешившие на помощь сами становились потерпевшими. Борт №16 пытается вытащить №17. Застревает сам. Все вытаскивают №16. Хай-джек, ручная лебёдка… Ледяная каша парившего болота… Мороз крепчает: минус двадцать один. Борт №1 вытаскивает №17. №16 вытаскивает застрявший STIMOROL.
Параллельно с этим, ещё в прошедшими большинством экипажей болоте, разворачивается искусство извлечения смельчака (борт №14 Снежногорск), рискнувшего проскочить болото. Но ведь летом здесь проходили!!! Надо же как-то греться, когда дорога за болотом перекрыта вереницей застрявших внедорожников. И тут на помощь приходит экипаж из Мончегорска. Снова трос, и потерявшие счёт попытки извлечь смельчака. Не знаю, сколько прошло времени, когда все преодолели данную засаду. Час? Два? Или больше?
Дал знать морозец – отказался дальше работать полупрофессиональный фотоаппарат, рассчитанный сохранять работоспособность до –30. Видно сказалась повышенная влажность.
Отметка 14,4 км – снова похожая на предыдущую засада. Справились немного быстрей. Пока вытаскивали застрявшую технику два экипажа в тросовой связке (Борт №14 и Мончегорцы) штурмовали объезд. Первый в перёд до тех пор, пока не застрянет, второй вытаскивает назад. И снова… Метр за метром. Но рельеф оказался сильнее. Пришлось вернуться на исходную позицию. А там уже вроде как всех и вытащили. Потерялся счёт кто кого вытаскивал.
15-й км пути. Подошли к броду через речку Печа (не путать с одноименной на северо-западе полуострова!!!). Сделали привал и подкрепиться (не знаю обед, полдник или ужин).
Начало смеркаться, но какой же всё-таки потрясающий у нас край! Таких пейзажей в зимнем морозном лесу надо ещё поискать на картах мира! Безумно красиво…
Спустились к водам бурной речки, унёсшей жизни в 99 году организаторов «Арктик Трофи» Сергея Щербовича и Евгения Ведерникова. С той стороны брода смотрел на нас запорошенный снегом памятник… Помянули ребят…
Привал немного затянулся выходом из строя бегунка УАЗика из Заполярного. Казалось бы – критическая ситуация, без него машину не завести. Запасного нет. Но ведь придумали как это сделать! Вот где сказывается опыт и знания. Ребята молодцы, справились.
Урок тем, кто считает, что здесь всё просто: сел и поехал, застрял и без проблем выбрался. Здесь главное – знать свою технику и беречь её, не смотря на труднопроходимый рельеф...