polar4x4@gmail.ru


26 июня 2003 - События на пятницу, 13 июня (трофи-рейд "ПОЛУНОЧНОЕ СОЛНЦЕ")

Внедорожный сезон 2003 года, после открытия заполярнинского джип-клуба «Полярные волки» 31 мая и, соответствующего, надеюсь в будущем ,традиционного джип-триала (см. журнал «Бампер», №7 сего года) и превосходного «купания» 9 мая на традиционной уже встрече в Снежногорске, продолжился классифицируемым МОО ФАСТ России соревнованием открытого межклубного первенства Мурманской области по внедорожному автомногоборью. Открытие сезона, напомню, состоялось в Мончегорске в самый теплый на протяжении истекшых 2 месяцев день 20 апреля (см. «Бампер»,№5 того же года). Приглашение на участие получили все спортсмены-джипера. Очки по итогам календарных соревнований понадобятся всем. Однако зарегистрироваться на старте 12 июня смогли только 8 машино-экипажей. По человечески было обидно за представителей Апатитско-Кировского «братства» по техническим причинам на время отлученных от своей техники. Со слезами на глазах наблюдали мы, едующие в рейд, как кусали локти остающиеся! И, все-таки, где-то между Мончегорском и Оленегорском, со второго прицеливания, мы съехали с федеральной дороги М-18 и сразу убедились, по наличию низкорослого подлеска, что последние 10 лет интенсивного движения по этому лесовозному направлению не наблюдалось. На будущее, во избежание недоразумений, поясняю для экологически настроенных граждан и соответствующих общественных и государственных структур, что отпечатки от резиновых сапог, равно как и от автомобильных покрышек зарастают в тундре с одинаковой скоростью.
Исходя из того, что квинтэссенцией сезона должны стать незабвенные «Арктик-Трофи», все остальное изложение произошедшего воспринимайте под этим соусом. Как вы , надеюсь, понимаете рейд – это не триал на виду у населения близлежащего населенного пункта. Поэтому его участники – они же и его зрители, и, отчасти, судьи. Организаторы в лице представителей джип- клубов «Лапландия»(Мончегорск), «Полар офф роуд клаб»(Мурманск), наверняка, целью рейда поставили вопрос проходимости автомобилей и это им удалось. Вот ,только, отвечать на него пришлось всем, и «патриархам», и «алигархам», и новичкам, вместе!
Спецучастки природно-временно разделились на 3 этапа.
1 этап. Въехали-поехали. От дорог общей сети до озера Сухая Ламбина. Практика «подорвавшись», оторваться со взаимным вытаскиванием впоследствии неоднократно пригодилась.
2 этап. «Сусанинский» план в действии. (фото борта 23 в воде, когда все стоят на берегу). Намеренно либо случайно, но нужный выезд с мелководья озера не состоялся и вся «эскадра» уазиков вынуждена была высаживаться на берег в совершенно не подходящем месте. В истории военной и гражданской было не мало неудачных десантов. Так что в нашем случае не было ничего удивительного! Сравниваю нашу высадку с вариантами боевых действий. Реечные домркаты (хай-джеки) слабо приспособлены для работы в мутной воде, как и единые пулеметы любой системы, хотя по весу и размерам они равны. Прорвавшиеся на якобы сушу машины завязают в мокром торфе. Здесь без «машиненгевера» не обойтись! Вырвавшиеся из объятий топкого берега зависают днищами и мостами на невидимых подводных камнях! Все это происходит под непрекращающимся «огнем» небесным: града, хлесткого дождя и снежных зарядов! В итоге две машины в полупогруженном состоянии остаются в воде до утра. Технический Комиссар А.П. Гнусов руководил, а непосредственной эвакуацией экипажей занимался доктор экспедиции Андрей ( фамилии отдельных участников намеренно не приводятся во избежании досрочного разглашения). Он выискал 2 свободных дня для отдыха на природе и, приговаривая, (печатно перефразируя): «НА КОЙ МНЕ ВСЕ ЭТО НАДО!», тем не менее, согласно клятве Гиппократа, спасал людей от переохлаждения. Среди участников рейда есть свидетели кончины Евгения Ведерникова и Сергея Щербовича в броде реки Печа в 1999 году. Достаточно, что в их память назван «Арктик-Трофи». Больше мы не в праве кого-либо терять! Потерпевшие, в основном, в лице патриарха-провокатора А.А. Еремеева и толкниеиста Максима по прозвищу «Легенда», прошли курс активной терапии в котором принимала участие еще ОДНА, правда, единственная ОНА, толкниеистка-реконструктор МАРИНА. Ни капли спиртного во внутрь! Только наружный массаж! Остальные пассы реанимации отдаем на откуп богатейшей фантазии и опыту читателей!
Этап 3, но далеко не последний (крайний). Раннее утро 13 июня с 3.00 до 6.00 пригревающим солнышком уговорило всех поспать. Благо и костер из реактивно-полых бревен топляка согревал тоже.(СМ. ФОТО-ЭКСКЛЮЗИВ). Так или иначе, но реанимированные участники рейда поднялись спозаранку и приступили к снятию с мелей своих «кораблей». Как в этом случае хорош оказался офицерский противохимический защитный комплект! Заходишь по пояс в воду и чувствуешь родословную человечества по Дарвину! Благодараря этому ОЗК и ручным, повторяю, ручным лебедкам удалось к полудню злополучного 13 числа выбраться из воды «сухого» озера и продолжить экспедицию. Рейдовая колонна построена согласно итогам финиширования первых суток. Далее наш маршрут пролегает вдоль, построенной 50 лет назад, деревянной мостовой. В последнем активном периоде разработки запасов северных лесов, как наиболее плотной по структуре и , соответственно, долговечной древесине государство не скупилось на организацию подъездных путей для вывоза этого леса. И если бы не лесные пожары, то эта деревянная дорога, шириной 2,5 метра, при условии косметического ремонта, могла бы служить и до сих пор. Сейчас же она представляет ценность как материал для костра странников и набор сувениров из костылей, гвоздей и скоб ручной ковки. Этот деревянно-металлический набор приводит нас к развилке дорог. Та, что на северо-запад может привести через протоку Куцколь к Верхнетуломскому водохранилищу. Еще слишком высока вода на бродах этого пути. Поэтому мы берем круто на восток к отвалам разработок Оленегорского горно-обогатительного комбината. Они уже давно маячат на горизонте. Подъем от слегка надоевших болот и бродов на метров 250. Сушь и относительная гладь, и ветра стать! Обсушились люди, подзаправлены обсохшие баки машин. Еще километр, от силы – полтора, и мы снова на асфальте М-18. НЕ ТУТ-ТО БЫЛО!!!
Этап 3-бис, чуть было не последний! Завороженные видом каменных отвалов некоторые участники пытаются сделать восхождение по ним. На наше счастье с нами местные следопыты, которые на примере печальных опытов других отговаривают экстрималов от данной авантюры. И в пешем строю и , тем более, на колесах! Однако, запомнившийся мне экипаж из Мончи борта 39-5 в составе пилота Алексея и штурмана Володи, находят путь к дороге карьерных 180-тонных «Белазов», знакомятся с водителем и участвуют в разгрузке этого многотоннажного монстра. Большинство спортсменов, выкорчевывая машины из вновь появившейся трясины торфа, вдоль подножия каменных осыпей уходят вперед. Мы, борт 21-23, пытаемся делать то же самое, но у нас заканчивается топливо. Хорошо сотовая связь имеется и действует! Вышедшим на асфальт посылается SOS и обнадеженный 2-х часовой паузой в ожидании помощи экипаж поголовно вырубается. Нас будят те, самые 39-5, но , почему-то , пришедшие пешком с 20-литровой канистрой. Так, думаю я, пятница 13 еще не закончилось! И, действительно, на стыке 13 и 14 июня нас ожидало , по словам «Легенды»- Максима, - «МЯСО» - , то, что осталось от направления после прохождения какого-то 131 Зила, в первую очередь, и остальных 6 участников. Ей-Богу, не знаю, выехали бы мы или нет, если бы не заменили вышедшею из строя и сбивавшую порядок зажигания, а , соответственно, снижавшую мощность двигателя , крышку распределителя-прерывателя (трамблера) и , не дай-БОГ, подвела бы трансмиссия в плане понижения (демультипликации) передач ! Эти 10 минут движения по грязи, глубиной полметра, врезались в память больше, чем весь наш 2-х дневный поход по местам геологической и трудовой славы советского многонационального народа!
Подводя итоги рейда, которые удалось сделать при выезде на долгожданную твердую дорогу, хочется отметить, кроме уже отмеченных в вышерассказанном и, семью Саниных (борт 14) из Снежногорска, до конца боровшихся за живучесть и плавучесть своей и других машин, и ребят со свежевыкрашенного накануне рейда ГАЗ-69 (борт 40), и товарищей с «белого парохода» проекта УАЗ-469 (борт 2), любителей заводить двигатель не с пневмопуска, а с «кривого» стартера, и , просто сотрудников – экипажа машины с незатейливой надписью «МИЛИЦИЯ».
В этом рейде , в очередной раз, выяснилось, что с этими участниками можно не только отправляться в «АРКТИК-ТРОФИ», но и идти в РАЗВЕДКУ, в самом прямом боевом смысле этого слова !!!
Рассказ – Михаила Царькова.