polar4x4@gmail.ru


01 декабря 2003 - Отчёт о покатушках

Так начался двухдневный трофи-рейд «Еловая тропа». Буквально на первом же препятствии, словно желая «размяться» джипперы засадили свои внедорожники в трясину, неизвестного болотца. А морозец-то крепчает: уже -12 в лесу.
Организаторы трофи-рейда, мурманский клуб «Polar off road 4x4», приняли пожелания участников и спортивную часть заменили на совместный рейд. Нагонявшись вволю летом, все предпочли пройти трассу не спеша, любуясь красотами заполярной зимы. Маршрут трофи-рейда пролегал от города Апатиты на юг, в сторону нежилого хутора Деткова Ламбина, и далее на север до моста через р. Умба. Этот маршрут был разведан незадолго до старта «Арктик Трофи», и был запланирован как ночной этап, протяжённостью 59 км. Но впоследствии был отменён, из-за сведений о частичном разрушении двухсот метрового деревянного моста через речку Умбу. Вот и решили, проведать этот мостик по зиме, узнать, что с ним? Можно ли по нему перебраться, и не пришлось бы обратно возвращаться по своим же следам и так уже разбитой колее от колонны.
Адреналина прибавляло ещё и то обстоятельство, что от Апатит на юг нет ни одного посёлка до самого Белого моря, всё глухие болота и неизведанные озёра и речушки на многие десятки километров на юг, и сотни км на восток. Плюс к этому в тех местах, где проходил маршрут рейда, изредка летом можно встретить след гусеничной техники местных рыбаков и охотников, а зимой только снегоходу под силу такой маршрут. …Но! Трофисты доказали, что имея подготовленные внедорожники им всё (или почти всё) по плечу!
В 9 часов утра на заправке Statoil в Апатитах собралось 8 внедорожников. Ждём девятого, но решаем предоставить запоздавшим самим нас нагонять и оставляем легенду на заправке. Первыми срываются в путь новички (Борт №1), и выехав за пределы города начинают блуждать. За ним устремляется ГАЗ-69 из Мончегорска Алексеева Алексея (борт №19), но на отметке 13,0 км мы, борт №69 оказываемся на просёлочной дороге первыми, следов двух предыдущих экипажей на снежной пелене уже не наблюдается. Делаем привал, в надежде что штурмана разберутся с ориентирами и по легенде нас нагонят.
Теперь можно поближе познакомиться с остальными участниками. Город Апатиты представляет два экипажа вневедомственной охраны на подготовленных УАЗиках: Жихарев Олег со своим неизменным штурманом (Борт №17) и внедорожник с бортовым номером №24. Что касается Олега, то этот экипаж неоднократно учавствовал в разведках новых маршрутов, а так же прошёл нелёгкую трассу «Арктик Трофи 2003». Так что в их отношении можно сказать, что ребята уже по полной программе вкусили трудности преодоления бездорожья. Новичками off-road’a не назвать и три экипажа из Мончегорска, которые так же принимали участие в трофи-марафоне «Арктик-Трофи 2003»: это экипажи под руководством Геннадия (борт №22), внедорожник Еремеева Анатолия (борт №23) и вышеупомянутый борт №19. Хотелось отметить, что две мончегорские машины борт №22 и №19 были с небольшими переделками, но на стандартной резине, в отличии на остальных.
… около десятка минут хватает чтобы немного разогреться в ожидании отставших, чаем например. И снова полной колонной в путь, по заснеженной лесной дорожке. Небольшая полянка (отметка 15,5 км ), словно предложила задержаться трофистам и полюбоваться красотами заполярной природы. Здесь-то и проломав под собой ещё тоненький ледок, провалились попарно в болотце четыре УАЗика. И началось…
Проскочившие препятствие экипажи сначала наблюдая за самостоятельными попытками выбраться попавших в западню, приходят на помощь. Борт №17 пытается на лебёдке вытянуть Геннадия… Подтопившийся внедорожник, словно не хочет выбираться из ледяной каши, и бампером упирается в лёд. Ещё одна попытка, но …горит проводка у спасителя. Эстафету принимает борт №69, цепляясь сзади за сосну, передней лебёдкой лебедит прочно застрявший №22, … но безрезультатно. Погрусневшие лица штурмана означает только то, что пришло время поднимать машину хай-джеком (большой реечный домкрат высотой 150 см). Ища плацдарм для поиска точки опоры для домкрата ломом и сапёрной лопаткой штурман крошит лёдовую кашу вокруг бампера. Несколько попыток подняться на домкрате, и снова уже испытавшими на себе ледяную воду и холодный металл, бордовыми руками, ребята переставляют домкрат под другое провалившееся колесо… Снова на несколько сантиметров лебедятся, и вновь надо крушить лёд под колёсами, дабы не вырвать «с мясом» рулевые тяги об корку льда.
… а в это время доктор соревнований, отоспавшись в машине и не заметивший начало рейда пытается понять что происходит. Первый вопрос: «Мы от куда приехали?» заставляет участников улыбнуться. Да, действительно с первого взгляда понять, с какой стороны заехали в это болотце сложновато, т.к. половина машин смотрит в одну сторону (застряли), а другая половина, в другую (вытаскивает). Добавляет бодрости и бравады возвращающийся с охоты охотник, который не скрывал удивление от происходящего. Устроившись на пригорке он более часа наблюдал за ледовыми баталиями.
А что с остальными экипажами? Застрял в торфяно-ледяной жиже борт №1, а спешивший ему на помощь и уже проскочивший болото, борт №23 развернувшись застревает в ледяной каше. …Но как будто по незаметному взмаху волшебной палочки нас нагоняет тот самый, опаздывающий ЧИП, экипаж из Мурманска (борт №14) и пулей как не в чём не бывало пролетает над болотцем, словно не замечая происходящего. И сразу берётся за дело. Разматываются троса, звенят чекеля, схватываются с кожей штурманов холодный металл блоков, для увеличения усилий лебёдок. Это там, за океаном штурман только ведёт по легенде своего пилота, а здесь, в трофи, помимо его прямых обязанностей, как никто другой, он обязан вытащить машину из западни, и словно оберегая водителя должен в не смотря ни на что ( грязь, ледяную воду, мороз) исправлять положение.
Борт №69 вызволяет из плена №22. Перецепляет лебёдку на ГАЗ-69 Алексея, но от сильных перегрузок горит лебёдка. Чип пытается вытащить №23. №1 с помощью других участников врывается так прочно в трясину, что садится на мосты. …
Через часок, другой уже все участники оказываются на маршруте.. А о происходящем говорили, что это так, …разминка. Ведь преодоление бездорожья по зиме несколько отличается от преодоления уже как семечки (или почти так), оного летом.
Первые потери: борт №17 с пропавшей зарядкой и обгорелой проводкой вынужден вернуться в Апатиты
Отметка 18,8 км. У стандарта ГАЗ-69 проблемы с карбюратором. Помощь и советы трофистов заставляют внедорожник буквально лететь по трассе в прямом и переносном смысле. Через пару км 69-й отрывается от земли и на двух правых после несколько сотен метров по прямой ложиться на бок. Перестарались с карбюратором. Из последствий ничего, кроме погнутых крыльев не выявлено. Правда это обстоятельство привело в уныние экипаж этого дельтаплана, поскольку оригинальных передних, а тем более задних крыльев на ГАЗ-69 днём с огнём не сыщешь.
Многочисленные броды и болотца растянули колонну на несколько км. Мы, борт №69, снова оказываемся во главе колонны.
Неожиданную проблему… подкидывают красиво, как в сказке, свисавшие в снежных шапках, ветки деревьев. После соприкасания с такой веткой, кажется, что словно невидимый ___ огромными гребками закидывает лобовое стекло снегом. Дворники не справляются с работой, и через две минуты сами оказываются под покровом снега. Пару минут дальнейшего движения напоминают движение в танке, где дорожный просвет можно разглядеть через маленькую щель шириной в 7 .. 5 см. Останавливаемся и расчищаем лобовое стекло. Кажется, что не менее 15 ведёр со снегом набросали на стекло. И такие остановки делаем через каждые 5 минут. Порой толщина снежного покрова перпендикулярно плоскости стекла составляет 20 и более см. Появилось предложение пустить первым в колонне Толю Еремеева, у которого вообще …нет дворников!??
Снова выпускаем вперёд стандарт. Им, как никому другому с трудом приходится пробиваться через чуть подмёрзшие болота, покрытые небольшой ледяной коркой. Толщина колёс – стандартная, в отличии от остальных, поэтому давление на лёд больше, и отсюда – вероятность проломать лёд.
Изречение: «а мы пойдём другим путём!», заставляет засесть в болоте впервые за этот сезон, наш пепелаце (борт №69). ГАЗ 69 «стандарт» (борт №19) попробовал обойти большое болотце по периметру, и сел на мосты. Мы, совместно с ЧИПом пошли на помощь, но провалились в топкую трясину болота. Надо отдать должное экипажу ЧИПа, что они по снежным сугробам просто летали, вызволяя из плена, то одну, то другую машину. И здесь, вытащив ГАЗ-69 «стандарт» с трудом вызволили и нас из ледового плена.
Даёт о себе знать близость полярной ночи. Больше половины пути проходим в свете фар.
За несколько км до моста выезжаем на укатанную широкую дорогу. Следы от УАЗиков воодушевляют трофистов. Это может означать, что мост действует, и что не придётся обратно по уже разбившей колее возвращаться домой.
После прошедших «джунглей», эта дорожка кажется асфальтом. Можно и погоняться. Но несколько бродов снова заставляют снова разматывать троссы. Не смотря, что на часах уже около 19 часов, на улице уже настоящая ночь. А морозец-то как-то незаметно начинает крепчать…
И вот, он! Заветный мост через речку Умба. Один из пролётов покосился градусов на 30 к плоскости воды, но это преодолимо для джипперов. А наличие на этом пролёте толстой корочки льда и близость воды (по словам местного населения, глубина достигает 8 метров) добавляет адреналина в кровь.
Привал. Принимаем решение продолжить движение и не смотря на мертвецкую усталость добраться около 20 км до посёлка Октябрьский.
Для большинства участников именно этот перегон оставляет незабываемое впечатление. Здесь уже хорошо укатанная грунтовая дорога, покрытая снежным покровом. Но… движение по ней сопоставимо с движением по стиральной доске. Кажется, что вот, вот, от вибрации все внутренности вывалятся наружу.
Но не расслабляться! ЧИП пробивает колесо. У нас не Формула-1, но замена колеса не занимает много времени. А тут ещё после многочисленных бродов колесо превратилось в огромную глыбу льда, покрывшую под собой все болты крепления. Кстати, хотелось бы заметить, что 35 дюймовая запаска с диском весит около 35 кг. …В лесу уже –15!!!
Уставших, грязных но воодушевлённых тем, что смогли преодолеть очень сложный участок бездорожья нас приютила небольшой домик военных связистов. Лёгкий парок русской баньки…
Небольшая гостиная собрала можно уже сказать, семейный круг джипперов на обсуждение планов на завтра… на следующие выходные, …на следующий год. …обмен предложениями.
Выяснилось ещё и то, что многим хотелось на следующий день продолжить покатушки, и пройти до Ревды по маршруту «1000 ручьёв» через Пунчу.
…Утро 22 ноября, воскресенье, застало покорителей бездорожья бодрым морозцем, и …сказочной красотой рассвета, играющим всеми красками по вершинам Хибин.
Скоро выяснилось, что планы на «1000 ручьёв» могут быть сорваны… Из 7 внедорожников, только 2 смогли завестись и тронуться с места. Остальные столкнулись с разного рода причинами, но в основном, это замёрзшие после преодоления болот, колёса, замёрзшие мосты, коробки передач, трансмиссия.
В ход пошли паяльные лампы, горячая вода. Снимали…грели…разбирали… снова грели. А если бы заночевали в лесу, в дали от цивилизации?
Морозец заполярных Хибин заставлял периодически отогреваться у доме приютивших хозяев. –18 уже. …и снова на реанимацию внедорожников. Справились с поставленной задачей, но световое время было уже упущено. Было принято решение отменить «1000 ручьёв» и идти до Апатит.
Вечер воскресенья. Статойловская заправка. Трофи-рейд «Еловая тропа» закончился. Пора разъезжаться по домам. Но никто не спешит уезжать. Обмен впечатлениями. Все сошлись в мнении, что надо бы ещё в этом году в декабре так покататься. Предложений два либо это «1000 ручьёв», либо это восстановленная поморская тоня, на берегу Белого моря.

штурман-папарацци
Роман Н.
(Фотоотчёт можно посмотреть через фотогаллерею)