polar4x4@gmail.ru


20 декабря 2003 - закрытие сезона на побережье Белого моря

Любители проводить выходные дни за пределами городской черты знакомы с проблемой организовать досуг в зимнее время. Декабрь не самый благоприятный месяц в этом смысле, поскольку в Заполярье во всю даёт о себе знать полярная ночь. Отсутствие света накладывает ощутимые ограничения на фантазию организаторов.
…но для истинных покорителей бездорожья эта проблема отсутствует как таковая. Да, многие off-road маршруты уже сложно проходимы зимой, но… не для викингов бездорожья мурманского клуба «Polar off road». Покорив зимой маршрут Апатиты-Деткова Ламбина-Берёзовка, который и летом-то сложно пройти не на гусеницах, викинги решили прокатиться отдохнуть …на Тоню Тетрино что на побережье Белого моря. Но не просто прокатиться, а по пути вкусить все прелести зимнего вождения действительно в экстремальных условиях в полной автономке. Ребята не ищут лёгких путей, и маршрутом до побережья Белого моря выбрали Октябрьский-Инга-Муна-Восточное Мунозеро-Умба. Если посмотреть на карту Кольского полуострова, то это через середину полуострова. А присутствие в маршруте таких, существующих только на карте посёлков, как Инга, Муна, Восточное Мунозеро, брошенных и уже давно забытых цивилизацией, вызывало интерес погрузиться на несколько десятилетий назад во времена освоения полуострова.
6 утра 12 декабря. Мурманск. До старта трофи-экспедиции из Апатит оставалось 3 часа. Наш экипаж технички ГАЗ-66, состоящий из четырёх человек, столкнулся на первых же двух метрах пути с проблемой нежеланием шишиги трогаться в путь. Только что пройдя на станции автосервиса всю подготовку, 66-й показал свой характер. Действия ещё сонного экипажа достойно описания сатириками. Это было шоу!!! Параллельно у штурмана и у водителя пришло в голову предположения, что могло кончиться топливо в баке. Переключив забор топлива на левый бак, штурман пошёл в кунг, искать фонарик… А водитель в это время решил проверить свою гипотезу и переключил забор топлива снова на пустой бак, не зная о действиях штурмана. Машина естесственно не заводилась. Гипотезы... их проверка… снова генерация вариантов устранения проблемы. Параллельно было выявлена недостаточная зарядка аккумулятора. В конце концов выяснили, что в баке нет топлива!?? Тут-то всё и прояснилось.
… до общего сбора оставалось 2 часа, а ещё около 200 км пути.
Опоздав на полтора часа подъезжаем на место сбора – автозаправка STATOIL в Апатитах. После финиша ноябрьского трофи-рейда «Еловая тропа» более 20 экипажей выявили своё желание прокатиться ещё на Белое море. …но на старте оказалось только три. Считаем силы… Уже знакомая «единичка» (подготовленный по ТР2 УАЗ-469) с пилотом Сергеем и штурманом Ольгой. Далее уже вкусивши off-road’a: Шевроле Блейзер (стандарт). Да еще пилот – девушка. Тоня в прошлом году участвовала в нескольких трофи в качестве штурмана, но сейчас сама решила стать пилотом бездорожья. Тем более, что имея опытного штурмана Артёма, этому экипажу уже не страшны никакие преграды. И третий экипаж, викинги из Кандалакши на стандартном УАЗике.
Имея в активе два стандартных внедорожника, один подготовленный, техничку, запас топлива на 160 км пути (до Умбы), запас провизии на непредвиденные случаи, спутниковую систему навигации GPS с ноутбуком и …большое желание добраться до побережья Белого моря, выдвигаемся до грунтовой отворотки около посёлка Октябрьский.
Первые километры маршрута встретили нас хорошо укатанной снежной колеёй.
…по данному маршруту летом неоднократно катались на разведки трасс. Но что здесь происходит зимой, было неизвестно.
Немногим не доезжая Берёзовки колея становится более глубокой. Шевроле буквально на пузе проходит некоторые участки. Первым идёт с навигацией шишига, за ней кандалакшский УАЗик, потом Шевроле и замыкает рейд – единичка (борт №1).
У Берёзовки выруливаем на недействующий военный аэродром. Вот где можно по снежной дали разогнаться!!! Единичка немного отстаёт, но через пару минут видим что Сергей решил попробывать скоростные качества УАЗика, подготовленного по ТР2. Внедорожник, словно ледокол разрезает снежную гладь на скорости за сотню в час. Проезжаем мимо стоянок для самолётов, расположенных вдоль ВПП. Но через несколько км выезжаем снова на грунтовку, скрывающуюся под снежным покровом.
Минут через двадцать наша шишига останавливается. Наблюдаем картину: по кромке колеи местный ГАЗ-66 провалился в болото. Двигатель работает, но из хозяев никого по близости нет. Из полузатопленного кунга слышится лай собаки. До ближайшего хутора не один десяток км на юг, да и на север столько же. Пока рассматривали шишигу, штурман нашей технички уже подцепил трос и начались попытки вытащить бедолагу из болота. Надо отдать должное, что трудновато пришлось технике ... но вытащили!
Предположение, поскольку по пути мы никого не встретили, то видно помощи пошли искать на юг, то есть по пути нашего движения. Но не стали рисковать спокойствием хозяев шишиги, и оставили её в 50 метрах от западни. Места здесь глухие, и ничего с газончиком не должно случиться до приезда хозяев. Оставляем в кабине диплом «polar off road club»: за мужество, с неизменным нашим девизом: «Испытай себя и свой внедорожник» и двигаемся дальше…
Вновь даёт о себе знать полярная ночь : не смотря на то, что в пути совсем немного. Отсутствие естественного освещения создаёт ощущение, что сейчас ночь и хочется спать.
Проезжаем заброшенный посёлок Ингу, среди ветхих деревянных домиков видны следы присутствия следов человека. Пересекаем по деревянному мосту речку Муна и двигаемся в сторону хутора с одноимённым названием Муна.
Неожиданное препятствие… Одна колея мостика через ручеёк разрушена. Техничка с трудом форсирует брод, слишком сложный выезд, осложнённый резким обледенённым подъёмом. Совещание… Решаем достроить разрушенную колею подручными средствами, т.к. уровень воды для стандарта уже критический, плюс к этому наличие окрепшего льда по берегам может повредить незащищенную подвеску Шевроле. Около часа потребовалось на расчистку ото льда остатков моста и возведение новой колеи. Первым пробует пробраться через новостройку УАЗик из Кандалакши. Затем чуть было не свалившись с мостика препятствие штурмует единственная девушка-пилот – Тоня. Спасает положение какие-то три-пять сантиметров, на которые посередине мостика упираются левые колёса, остальной частью повисши над гладью ручейка.
Преодоление препятствия единичкой сложностей не вызвало, поскольку это семечки для класса ТР2.
Добравшись спустя пару десятков минут к хутору Муна посылаем «разведчика» проверить стометровый в длину брод. Летом, уровень воды был по середину Нивовского диска. Но… Проехав только пару метров единичка ныряет капотом в ледяную кашу. Видно чередующаяся тёплая с холодной погода не позволила окрепнуть льду, и сделала «слоёный пирог» изо льда и прослойки. Отсюда скорее всего и повышенный уровень воды. Ваявшееся по пути проблемы с шишигой сводит слишком рискованным попытку преодоления глубокого брода в случае, если техничка заглохнет или того опаснее – зальет электронику водой. Полностью сел аккумулятор, плюс проблемы с зажиганием. Вытаскиваем единичку, решаем подойти к остаткам мостика в нескольких км от брода. Встретив охотников на снегоходах, узнаём, что для шишиги мост не преодолим, но есть объездная дорога, выходящая тоже на старую Умбовскую дорогу. Ещё раз визуально убедившись, что реденькие деревянные брёвна более чем стометрового в длину мостика не то что технички, но и для внедорожника может быть непреодолим зимой. В наши планы не входило добровольное купание в ледяной воде в свете фар, в реке, с более чем двухметровой глубиной.
Объезжаем участок и делаем крюк более чем в 20 км. Брод через речку Щучья останавливает посередине своего русла Шевроле. Молниеносная спасательная операция всё же позволила ледяной воде затопить багажный отсек Шевроле. А морозец доделал своё дело, окутав подмокшие вещи ледяной корочкой.
В 6 км от злополучного брода делаем привал на обед. Оцениваем прелести наличия станции 220 вольт. Электрочайник вскипает за считанные минуты. Надо заметить, что наша техничка выполнена в стиле а-ля пассажирского железнодорожного купе. Сначала вас ждёт тамбур, где по полочкам находится всё вспомогательное оборудование для эвакуации, электростанция, запас топлива в канистрах, разделочный стол, кухня. Да, да, всё это уместилось в тамбуре. Из тамбура дверь в полную копию четырёхместного «купе» со складывающим столиком. Завтрак… он же Обед… он же и Полдник… он же и ужин…в одно время. Но что поделаешь?
Далее нас встречает хутор Вельмежка, где сразу после мостика встречается надпись «Кордон». Уж не из фильма ли «Особенности национальной…» этот кордон? Кузьмича вроде не видать, но местность похожая.
Ещё десятки километров монотонной дороги: снежная гладь, ручейки…
Уже в полночь выезжаем на дорогу Умба-Кандалакша. К сожалению нас покидает экипаж из Кандалакши – они спешат домой… Что ж , кандалакшцы выдержали на отлично это испытание. Мы не стремились сделать супер сложный маршрут, но прокатились там, где были только летом, а что здесь творится зимой – не имели представления.
Но… впереди самое интересное, самый лакомый кусочек путешествия – отдых на берегу Белого моря на тоне Тетрино. Час пути по асфальту в сторону Варзуги, перед мостиком через речку Чёрная сворачиваем в сторону моря. Нас встречает вековой лес, да такой, словно из сказки. Сосны в диаметре более чем в метр. Такое ощущение, что мы в сказочном лесу. Выезжаем на побережье моря и по отливу двигаемся до тони. В километре от Тетрино Шевроле ныряет в широкую лужу, оказавшуюся ещё и глубокой… Сели на мосты. Помощь единички оказалось весьма кстати, т.к. от снова поступающей в салон воды начали размораживаться вещи, …спальник например.
Выскакиваем на побережье и нашему взору открывается ещё более сказочная картина: несколько деревянных строений, выполненных в старинном стиле, часовня, домик на «курьих ножках» (см фото). На отгороженной территории по пути в центральный домик нас встречает огромные экспонаты под открытым небом: аметистовая глыба, старинные деревянные колёса нескольких веков назад, огромный, величиной с подставку под телевизор, котёл. И ещё много, много интересных экспонатов. Такое ощущение, что ты в сказочном лесу, да ещё перенеслись на несколько веков назад.
Уютная и тёплая комната деревянного домика приютила оставшихся покорителей бездорожья. В свете лампады, окружённые предметами старины, решаем завтрашний день посветить отдыху и обсуждению планов проведения внедорожных мероприятий на следующий, 2008 год.
Далее сон… Сладкий сон…
Утро субботы встретило нас легким дуновением морского бриза… и Солнышком! Ведь мы в 800 метров южнее Северного Полярного круга. Об этом только мы могли только мечтать, ведь на широте Мурманска диск Солнца можно увидеть только во второй половине января. Фантастический по красоте рассвет, он же закат неописуемыми красками окрасил всё побережье моря. И на этом фоне экскурсия по тоне, организованная хозяином комплекса, позволила узнать много нового о культуре и быте народа, живущего на терском берегу. В сотни метров от домиков небольшая поморская часовня, в точности восстановленная в стиле поморов. Но, как говориться, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Столько эмоций!!!
Но, отдых – отдыхом, а осталась последняя повестка путешествие: согласование графика путешествий на следующий внедорожный сезон.
Не смотря не то, что с первых соревнований, организованных «Polar off road» клубом в 2001 года прошло не так уж и много времени, желающих участвовать в таких трофи-путешествиях за это время заметно расширило свою географию. И теперь не только мурманчане, но любители приключений из Снежногорска, Заполярного, Мончегорска, Оленегорска, Апатитов, Кандалакши участвуют в джип-триалах, трофи-рейдах, трофи-экспедициях по всему полуострову. География поездок: от посещения полуострова Рыбачьего до Кузоменской пустыни на Белом море. Родившись и живя на Кольском полуострове, я никогда не думал, что на территории полуострова есть … настоящая пустыня?!! Три года путешествия по полуострову в качестве фотографа-штурмана и столько открытий для меня: суровые места полуострова Рыбачьего, пропитанные на каждом метре пути следами ВОВ, глухие и давно заброшенные места близ нежилого посёлка Куцколь, сталинская деревянная дорога более двадцати км близ Кашкозера, фантастические по красоте места вокруг хибинского массива, фантастический водопад на Куэльпоре, манящее своей загадочностью Сейдозеро, отвесная, более 150 метров, стенка перевала Геологов в Ловозерских тундрах, аметистовая скала на берегу Белого моря у мыса Корабль, Варзуга… Поверьте, этот список можно продолжать до бесконечности. Многие десятки фотографий, сделанных в наших путешествиях в этих красивейших местах обошли многие российские журналы.
Хотите всё это увидеть своими глазами? Это действительно реально. Для этого надо иметь внедорожник 4х4 (стандарт), …и желание.
В 2008 год «polar off road club 4x4» планирует проводить путешествия выходного дня.
То есть, маршруты рассчитаны так, чтобы к вечеру в воскресенье вы были уже дома. Точный календарь «путешествий выходного дня» будет выложен к концу января на нашем сайте. Но уже точно известно, что в 2008 году состоятся поездки в Кузоменскую пустыню (Белое море), в район Долины Славы, в Куцколь, в район Куэльпорр в Хибинах.
Помимо трофи-рейдов путешествия выходного дня в городах Мурманской области (Снежногорск, Мончегорск, Оленегорск, Мурманск) будут проходить джип-триалы, организованными джип-клубами области.

Штурман-папарацци.
Роман.
polar4x4@gmail.ru
vezdehrehod@rol.ru